ОБЗОРЫ И КОММЕНТАРИИ R ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ЭКСПЕРТОВ О КОРОНАКРИЗИСЕ ДЛЯ МСП-Образовательное и Консалтинговое объединение - EDUCATION&BUSINESS HUB

ОБЗОРЫ И КОММЕНТАРИИ R ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ЭКСПЕРТОВ О КОРОНАКРИЗИСЕ ДЛЯ МСП

ДЛЯ НАЧАЛА НЕМНОГО СТАТИСТИКИ*

- $2 трлн могут составить в текущем году потери мировой экономики от пандемии коронавируса, говорится в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

- 3 млн российских предпринимателей могут закрыть свои фирмы, а риск потерять работу навис над более 8,6 млн человек из-за экономических последствий коронавируса - считает Торгово-промышленная палата РФ

- 63,6% россиян не имеют накоплений на случай потери работы, а большинство тех, у кого они есть, полностью потратят их за 2–6 месяцев - свидетельствуют результаты опроса СК «Росгосстрах Жизнь» и ФК «Открытие»

- 200 млрд руб. могут недополучить в этом году застройщики жилья из-за падения спроса - прогнозирует Кредитное рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги»

- на 30% снижен оборот малых и средних предприятий на конец апреля 2020 г. - по данным Госбанка РФ

- на 315 млрд рублей сократились вклады россиян за март 2020 г. - по данным Госбанка РФ

*Источник: Финансовая газета

Беседу с бизнес наставником Нерсисяном Тиграном вела Анна Март.

Сейчас время быстрых решений.
Однозначно отметим, что правы все – мир не будет прежним. Изменится многое! И точно в будущее не удастся въехать на модных дипломах модных специальностей, накатанных таблицах, скриптах и стратегиях, а также многоразовом консалтинговом опыте. Теперь это всё мало пригодится. Но будет востребован опыт людей, которые проходили кризисы, особенно 90-х, и имеют межотраслевой опыт построения бизнеса.

Привлеките к решению ваших ситуационных задач стороннего эксперта, человека, который свежим взглядом посмотрит на всё происходящее в вашей организации.

Главными трендами следующего десятилетия будут:
- возврат к качественному продукту (у людей не будет возможности покупать часто),
- противостояние МСП с монополиями и чиновничьим вредительством.

Мы стали заложниками вируса, оставшись заложниками банков.
В связи с высоким уровнем предложения, вопреки принятому мнению, качество будет недорогим. Отсюда следует, что доверие, качество и справедливость на какое-то время восстановят свой статус.

За большенством успешных историй в МСП стоят инвесторы - бизнес-ангелы, связи, в том числе с властью, корпоративный капитал. Независимым предпринимателям не стоит равняться на них. 

Экономика не рубильник, который можно дёрнуть в любой момент. Каждый день простоя стоит дороже, чем день функционирования.

Что необходимо знать предпринимателям малого и среднего бизнеса, чтобы принимать сегодня правильные решения. Каждый день отсрочки принятия мер - может стать точкой невозврата. Нынешний поток советов из различных источников информации - льёт воду на агонию малого бизнеса. В большинстве своём предлагаемая помощь напоминает мародёрство. Большая часть советов и примеров – являются частными примерами. Пытаясь повторить или применить те или иные советы, не забывайте, что в вашем конкретном случае может потребоваться их адаптация. Для этого приглашаем вас воспользоваться бесплатной консультацией по управлению кризисными изменениями.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию обзор по важнейшим тезисам циркулируемым сегодня в экспертном сообществе и СМИ, и наши комментарии к ним. 

  1. «Бизнес можно начинать всегда» и «Кризис это время возможностей».
    Горькая правда в том, что сегодня большинство кризисов (экономические, финансовые и др.) - управляемые. Нынешний коронакризис является наиболее совершенным и успешным, многовекторным проектом, в основе которого лежит информационная война. Поэтому, к нему первыми готовятся те, кто управляет мировой экономикой, в том числе и через кризисы.
    Цитирование этих высказываний, которые его многочисленные авторы произносили на протяжении прошлого века и в начале этого, не имеет значимости сегодня.
    Скорее всего имеет ценность классический подход: бизнес можно начинать только, когда ты готов начинать его, как в смысле собственной подготовленности, так и в смысле готовности необходимых для этого материальных, не материальных и человеческих ресурсов.
    Мы с вами и во время консультаций, и во время семинаров и образовательных курсов, часто говорим о правилах построения бизнеса. В своде этих правил нет первых и последующих, нет важных и второстепенных. Все они должны быть выполнены. А для этого нужна соответствующая подготовка предпринимателя.
    У каждого из предпринимателей, вне зависимости от уровня доходов, при оценке своего бизнеса и личной жизни, были моменты этой зимой и прошлой осенью, когда они задумывались о том, что настало время перемен. Если кто-то тогда начал готовиться к переменам, то сейчас его время.

  2. Арендные каникулы спасут...
    Бизнесу поможет только заморозка аренды, т.е. освобождение от арендных платежей на этот период, по формуле срок самоизоляции + 2 месяца на разгон. Справедливо будет разделить неминуемые затраты арендодателя связанные с содержанием территории – 50/50. При этом стоит учитывать и финансовую подушку. Она должна обладать потенциалом.
    Во всех иных случаях лучше сворачиваться. Ибо не факт, что после возобновления функционирования, условия работы, как и поток клиентов останется тот же. Общепиту, деятельность в формате фабрики кухни, можно осуществлять и на более дешёвой территории, готовой для этой деятельности. В крайнем случае, весь объект общепита должен превратиться в кухню. Но это потребует затрат на оборудование.
    Возможен вариант переформатирования в магазинчик. Как и в случае салона красоты, который может функционировать, как магазин косметики, средств гигиены и ухода за телом. Что же касается магазинов, переключившихся в онлайн режим, то они также могут найти себе более дешёвые места для складирования товара.

  3. Удалёнка и доставка – наши всё!
    Что касается онлайн – человечество никогда не откажется от офлайн формата. Женщины будут ходить в магазины и салоны – это ритуал, как и для мужчин. Людям по-прежнему, будет необходимо физическое общение – человек общественное существо. Треть населения никогда не привыкнет к онлайн общению, причём вне зависимости от возраста.
    Все производственные сферы, там, где нужно что-то делать руками и использовать человеческие знания и интуицию, не смогут уйти в онлайн, если их тотально не роботизировать. Так устроен мозг человека. Когда онлайн покрытие превысит критический уровень, пойдёт обратная реакция. Для подавляющего большинства МСП переход на доставка (полностью или частично), потребует смены бизнес-модели.

    а- если доставку будут осуществлять монопольные и околовластные структуры, то они задушат стоимостью услуги и лишат доходов. Единственный выход – это кооперироваться с молодыми стартапами и локальными службами доставки. Перепрофилировать кадры, находящиеся под риском увольнения, в курьеры в эти службы.
    Так не придётся создавать свою службу, но появится возможность иметь «своих людей» в этой службе. Необходимо понимать, что рынок доставки и офлайн посещения магазинов, ресторанов, фитнес-центров и др. - это разные рынки. Можно объединиться и создать свою службу несколькими отраслевыми предприятиями в вашем районе. Переформатирование на доставку потребует смены бизнес-моделей. А это потребует дополнительных затрат. И тем не менее, лучше потратить деньги на это, чем копить долги на аренду, кредиты на зарплату и т.д.

    б- удалёнке нужна золотая середина, иначе она сильно ударит по качеству работы и корпоративной культуре. Есть чётко ограниченный сегмент экономики, который никогда не перейдёт на онлайн. Он будет держать в узде смежные отрасли. Одно из преимуществ удалёнки – это возможность привлекать сторонних экспертов в обсуждение важных вопросов, как для государственных учреждений, так и для частных компаний.
    Нынешний кризис увеличил участников этого формата, но не сделал пока качественного скачка по эффективности.
    Специфика российского бизнеса такова, что при сегодняшней прозрачности интернета, не все захотят выходить онлайн. 

  4. Один в поле не воин. Разворот на локальный рынок. Очень уместное для сегодняшних событий высказывание. Объединение предприятий и предпринимателей станет необходимостью. Причём в приоритете будут малые формы сообществ, что ни в коем случае не повлияет на их качество.
    Это означает, что отрасли и индустрии сделают шаг в сторону локальных сообществ и локального потребления. И малый бизнес будет объединяться не только в сообщества, но и в системные сетевые предприятия с сохранением своих юридических статусов. Не исключено, что объединение будет не только отраслевое, но и территориальное.
    Территориальные Союзы будут создавать салоны, магазины, кафе и др. Патриотизм, ориентированный на отечественного производителя, теперь будет нацелен на внутренний территориальный – с целью поддержать свой район. В локальный формат, с устоявшимися пользовательскими предпочтениями, тяжелее вторгаться сетевикам и монополиям.
    Поворот бизнеса в сторону локального рынка - это действительно грамотный разворот в критических ситуациях. Такой поворот будет эффективным в случае, если ваш бизнес имеет опыт общения с районом, где он расположен, у вас есть достаточно финансовых ресурсов для инвестиций в этот «разворот», а локальный рынок защищён. Налаживайте соседские отношения с окружающими вас клиентами и конкурентами.

  5. Паранойя. Будем ли мы подбрасывать шапки и обниматься после победы над вирусом?
    Когда мы говорим о кризисе подобного типа, построенном на страхе людей за своё здоровье и жизнь, мы говорим о новой форме поведения населения, для которого ещё вчера мытьё рук, постоянное пребывание в общественных местах и контакт со знакомыми и незнакомыми людьми, в том числе в общепите, транспорте и ТРЦ, и другие нормы гигиены, не являлись приоритетными.
    Нынешний кризис - классический пример информационной войны, прикрывающей реальное положение дел в экономике. У него множество целей, задач и бенефициаров. Главный его интересант - сембиоз власти и капитала.
    Но мы сделали шаг в эту сторону, услышали авторитетные мнения, которые лично мне напомнили советы моей бабушки. Всё ждём, что специалисты определятся: поможет маска и социальное дистанцирование в помещениях, когда учтут механизм работы вентиляционных систем, уже раз ставшими источником заражения лёгких «болезнью легионеров».
    Кстати, сидим и ждём чудес в изоляции. Что сильно влияет на психическое состояние человека и накаляет паранойю. Обеспечить социальную дистанцию в подавляющем количестве офлайн сегмента, будет невозможно по экономическим соображениям. Это может привести к удорожанию услуг и товаров. Снизится доверие к государству и бизнесу. Увеличится статус личного бренда.

  6. Сроки кризиса от 3 месяцев до 3 лет.
    Каждый эксперт и специалист называет разные сроки продления нынешней ситуации. Обращаю ваше внимание на то, что никто не уточняет о сроках каких процессов идёт речь. У кризиса есть два важных этапа – сам кризис и период восстановления после него. Продлить этот период может и «не сезон».
    В совокупности это может занять достаточно продолжительный период времени. Исходя из этого, при расчётах своих ресурсов и возможностей по восстановлению бизнеса необходимо учитывать совокупный период, плюс возможные стоимостные, инфляционные перемены.
    В реальности предугадать их невозможно, если у вас нет инсайдерской информации.
    Поэтому, строя свои планы и стратегии, используйте много модельный подход. Сами специалисты при определении сроков опираются на их собственные ресурсы. Главная проблема всех банкротств и фиаско прошлых кризисов – это неспособность перейти к кризисным методам управления своим бизнесом. В большинстве случаев это связано с психотипом предпринимателя, ложными ожиданиями, что сейчас всё образуется и ориентировкой на СМИ.
    Соответственно, нужен контроль денежных потоков, распределение их по бюджетам, определение границ, за которые нельзя заходить. Оценка ёмкости других ресурсов. Оценка стоимости консервации. Ещё нужно умудриться оставить деньги на рестарт бизнеса.

 

ПОДРОБНЕЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

КАК ПОНЯТЬ СКОЛЬКО ПРОДЛИТСЯ КРИЗИС? ОТВЕЧАЕМ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА. КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ И НАЙТИ ВАЖНЫЕ КАДРЫ

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ: УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА РЫНКЕ

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО НАПИСАВ В 
WhatsApp или Viber: +7985 955 6805

Воспользоваться этой услугой могут представители следующих отраслей:
- индустрия красоты
- индустрия гостеприимства
- торговля
- медицинский бизнес
- ИТ-технологии и производители в вышеперечисленных областях.

 

Беседу вела Анна Март. 13 марта 2020 г.


Имя*
Ваш e-mail адрес*
E-mail получателя*
 

 
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ: УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА РЫНКЕ
ВСЁ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
  • Prom Expo LLC
  • PR-Агентство «Delta Beta»
  • Отдых в Армении, отдых за рубежом
  • Международная туристическая выставка In Tour Expo