Ученье — тьма: почему закрываются онлайн-образовательные стартапы-Dragobarzini.com

Ученье — тьма: почему закрываются онлайн-образовательные стартапы

Из 20 стартапов, предлагающих услуги обучения через интернет, успеха добивается всего один. О причинах гибели остальных рассказали РБК основатели проектов, которые не окупились

Появление многочисленных интернет-платформ, которые делают процесс обучения более доступным и удобным, — один из самых важных трендов в эволюции современного образования. Объем мирового рынка онлайн-образовательных услуг, который в 2017 году составлял $160 млрд, будет расти в среднем более чем на 10% ежегодно до 2023 года. В России бум онлайн-образовательных стартапов начался несколько лет назад, но с тех пор лишь очень немногим удалось окупить вложения. Из 20 образовательных стартапов «взлетает» примерно один, говорит Дина Каракаш, инвестиционный аналитик Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Губит проекты как низкая значимость проблемы, которую они предлагают решить, так и чрезмерное увлечение геймификацией.


Потухшая «Лампа»

Мечта запустить образовательный проект появилась у 37-летней Анастасии Зотовой еще в 2013 году. Тогда она занималась в McKinsey & Company консультированием компаний из сфер электроэнергетики и машиностроения. «Это было мне интересно, но свой бизнес привлекал меня сильнее, — признается Зотова. — Я наблюдала со стороны, как интернет-технологии меняют целые отрасли. Решила рискнуть». Решение Зотова приняла, когда коллега поделился с ней идеей сделать онлайн-сервис для подготовки к ЕГЭ. На тот момент выпускники российских школ сдавали Единый государственный экзамен всего в пятый раз, и проблема подготовки к нему стояла остро. Зотовой захотелось поработать над воплощением идеи. Помимо нее в проект пришли сотрудник BST Consulting Александр Кирьянов и разработчик из «Яндекса» Егор Прохоренко. Вместе партнеры принялись за разработку заданий для подготовки к ЕГЭ, которые размещали на своем сайте Bitclass.ru.

Подобные сервисы уже тогда не были чем-то новым, но большинство из них просто переводили «бумажные» тесты в онлайн-формат. «А Bitclass.ru мы хотели сделать не просто каталогом заданий, а целым учебным курсом с понятной траекторией, — говорит Зотова. — Занимаясь с нами, ученик представлял, сколько и каких задач надо решить, чтобы подготовиться к экзамену. И, самое главное, мы геймифицировали процесс с помощью виртуальных бонусов за прохождение курсов. Это было дополнительной мотивацией».

На разработку сайта партнеры потратили полгода и около 1 млн руб. личных средств. В январе 2014 года проект запустился в тестовом режиме — с бесплатными курсами по математике, русскому языку, физике и обществознанию. В таком виде он работал до конца учебного года. К лету 2014-го сайт посещали уже около 80 тыс. пользователей в месяц.

Начав продавать отдельные курсы или доступ к новым задачам, предприниматели могли выйти на окупаемость. «Но все было не так просто, — признается Зотова. — Та возвращаемость пользователей, которой нам удавалось достичь, не позволяла масштабировать проект. При этом пользователи, которым нравился наш сервис, отмечали, что на сайт стоит выкладывать больше контента». Разработка качественных курсов требовала дополнительных инвестиций и времени, что делало невозможным быстрый рост.

В середине 2010-х популярность набирали ресурсы, которые использовали контент, создаваемый самими пользователями, — Instagram, Medium и другие. «И тут меня осенило: надо сделать из нашего образовательного сайта блог-платформу, на которой пользователи могли бы сами публиковать задачи, графики, интерактивные тесты и целые курсы», — вспоминает Зотова. Репетиторы-партнеры могли бы так привлекать новых учеников, а те выбирали бы репетиторов по их рейтингу на сайте.

После долгих дебатов команда взялась за разработку нового продукта — блог-платформы lampa.io. Но поскольку все партнеры продолжали трудиться на основной работе, изменение модели заняло почти два года, в течение которых два из четырех сооснователей успели покинуть проект. В сентябре 2016 года «Лампа» под руководством Зотовой и Прохоренко все же запустилась. Создатели надеялись заработать на продаже подписки преподавателям и учебным центрам, которые могли бы размещать на ней курсы или тесты не для всех пользователей, а к примеру, только для своего класса.

Сразу после перезапуска стало понятно, что новый продукт не пользуется спросом. Регулярных «блогеров» среди учителей почти не было — те, кто регистрировался на сайте, публиковали по одной задаче и пропадали. Опытных репетиторов, которые могли бы выступать в роли создателей контента, вполне устраивали существующие способы поиска учеников: сайты с анкетами репетиторов, группы во «ВКонтакте», ролики на YouTube. В результате, так и не дождавшись монетизации, партнеры решили закрыть проект. «Оглядываясь назад, я вижу ключевую ошибку: не протестировали идею до того, как взяться за разработку, — признается Зотова — Мы думали, что будет сложно на словах объяснить репетиторам и ученикам, что у нас за продукт, — лучше сразу им все показать. Эта ошибка и привела к фактическому завершению проекта».

Впрочем, предпринимательница не отчаивается: даже несмотря на то, что сайт lampa.io перестал обновляться, у него сохранилась своя аудитория. Так, в октябре 2018 года его посетили 400 тыс. пользователей. «Возможно, я еще вернусь к этому проекту, когда четко пойму, какую проблему аудитории с его помощью смогу решить», — говорит она.

 

Типичные ошибки онлайн-образовательных стартапов


1. Переоценивают рынок. Достижимая для новичка доля образовательного рынка гораздо меньше тех значений, на которые он рассчитывает. За счет низкого порога входа рынок очень конкурентен.

2. Создают проект ради проекта, а не для решения проблемы. Из-за отсутствия насущной проблемы нет и спроса на товар или услугу. В результате проект привлекает в основном единичных пользователей.

3. Предлагают революционную идею. Это рынок, на котором клиенты не готовы рисковать личным будущим или судьбой детей. Поэтому революционные идеи терпят поражение, а раскручиваются, наоборот, проекты, предлагающие привычные и понятные вещи, но — благодаря онлайн-инструментам — немного удобнее и качественнее.

4. Слишком увлекаются геймификацией. Несколько лет назад на рынке образования заговорили об edutainment (образование через развлечение. — РБК), и все ринулись создавать образовательные приложения на игровой основе. Но баланс между развлечением и обучением соблюсти сложно. Если превалирует второе, то дети быстро понимают, что это не игра, чувствуют обман и не хотят этим заниматься. А если первое, то процесс обучения может очень затягиваться, а результативность будет ниже ожиданий.

5. Не просчитывают unit-экономику. Cтоимость привлечения клиента и его удержание могут оказываться выше, чем доходы, получаемые с клиентов. Часто основатели строят иллюзию, что в некой «точке икс» экономика станет положительной, но чаще всего проекты даже не добегают до этой точки.

Галина Кан, партнер Moscow Consulting Group и сооснователь образовательного проекта «Умназия»; Дина Каракаш, инвестиционный аналитик ФРИИ

Подробнее на РБК: pro.rbc.ru


Имя*
Ваш e-mail адрес*
E-mail получателя*
 

 
Сайты и порталы
СОВРЕМЕННЫЙ КОНСТРУКТОР ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ ePublisherDB
Лого
Центр обучения HoReCa. Курсы на тему как открыть прелприятие общественного питания
  • Prom Expo LLC
  • PR-Агентство «Delta Beta»
  • ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
  • Отдых в Армении, отдых за рубежом
  • ООО
  • Международная туристическая выставка In Tour Expo
  • Центр обучения HoReCa. Курсы на тему как открыть прелприятие общественного питания